Икона божией матери влахернской. Подробное описание

В разное время в Кузьминках последовательно существовали три документально известные церкви. Первая из них была сооружена в 1716 г. Строгановыми, получившими благословенную грамоту, то есть разрешение на ее строительство. Та церковь была деревянной, освящена в честь фамильной святыни владельцев Кузьминок - Влахернской иконы Божьей Матери и имела придел Александра Невского. По этой церкви все имение и получило название - село Влахернское. Церковь была уничтожена пожаром в 1732 г., тогда же вместо нее соорудили новую церковь Влахернской иконы Божьей Матери, тоже деревянную. Она в свою очередь погибла от «огненного запаления» 18 ноября 1758 г. Ныне существующая церковь и есть третья по счету. Ее сооружали в два этапа. В 1759-62 гг. были выстроены церковное здание, а также отдельно стоящая деревянная колокольня, автором проекта которой был Жеребцов. Однако уже к 1779 г. здание церкви нуждалось в ремонте. Князь М.М. Голицын вскоре перестроил здание в формах зрелого классицизма и соорудил новую колокольню вместо прежней. Эти работы проводились по проекту архитектора Р. Казакова в 1784-85 гг.

В церкви находилась семейная реликвия - Влахернская икона Божьей Матери (Одигитрия), датируется XVII веком. Привезена их Константинополя в дар отцу Петра I царю Алексею Михайловичу в 1653 г. Вместе с иконой была прислана грамота, в которой ее происхождение связывалось с Влахернским монастырем Константинополя, а история ее почитания с ранней историей константинопольской Одигитрии. Икона хранилась в Успенском соборе Московского кремля, царь брал ее с собой в военные походы. Влахернская икона рельефная, выполнена в технике воскомастики. В воск добавлены мощи христианских мучеников, таким образом, икона является мощевиком. По иконографическому типу список Одигитрии, близкий к смоленской иконе Божьей матери, создана во второй половине XV начале XVI веков, возможно, как повторение древней иконы на старой доске. На иконе имеется греческая надпись - «богохранимая». В настоящее время икона находится в церкви ризоположения Московского Кремля. Один из чтимых рельефных списков второй половины XVII - начала XVIII веков хранился в родовом имении Строгановых-Голицыных в селе Влахернском. Им был пожалован за свои заслуги перед Отечеством отец Григория Строганова.

По построенному храму местность получила третье название - село Влахернское. В 1920 г. Влахернская церковь закрывается, и икона Божьей Матери передается в Успенский храм в Вешняках. Когда же в 1941 г. и он закрывается, икона поступает в Третьяковскую галерею, где хранится в запасниках и по сей день. В 1923 г. в Москве открылся Поместный Совет Русской правосланой церкви, на котором принято было решение о закрытии храмов. В Кузьминках в решении "высоких" идей строительства нового государства были уничтожены все надмогильные памятники и кресты небольшого погоста за церквью, освободив территорию для строительства общежития для сотрудников института. Недалеко от плотины когда-то был колодец со святой водой, который засыпали.

В 1929 г. поселковый совет изъял у настоятеля церкви Влахерской иконы Божьей Матери ключи, запретив проводить богослужения. В один из дней 1929 г. по Липовой аллее прокатилась телега для экспроприации церковных ценностей в пользу государства и пердачи храма ЦК автотракторной промышленности. Осенью 1929 г. уничтожили барабан храма и колокольню, на которой находились старинные башенные часы. При переделке храма остался только основной остов здания и портики. Фронтоны заменили крупными и непропорциональными аттиками. До неузнаваемости переделали окна: вместо круглых окон появились прямоугольные, причем были повреждены литые металлические ленты, стягивавшие сооружение. Внутри также все переделали. На месте алтаря устроили туалет, закрасили настенную живопись. Многие рукописи и иконы сожгли. Единственная известная нам живописная икона Влахерской Божьей Матери висела долгое время в левом приделе вешняковского храма. Чудом уцелевшая, эта икона представляла несомненную ценность и по решению комиссии была передана в фонды дного из музеев Москвы.

В 1992 г. по распоряжению мэра Москвы здание церкви Влахерской иконы Божьей Матери с приделами святого Сергия Радонежского и св. Александра Невского были переданы патриархии. Важным этапом в реставрации стал демонтаж водонапорной башни, уродливой советской архитектуры (ее уничтожили взрывом так аккуратно, что не пострадало не одно из окружающих зданий). В реставрации храма принимали участие многие организации и реставрационные бригады. Здесь трудились братья Гвоздевы и их сыновья. А многопудовый колокол помог отлить коллектив завода им. Лихачева.

Источник: http://www.kuzminky.ru/p1.htm



Нынешняя Влахернская церковь в Кузьминках - третья по счету, была построена в период с 1759-1762 гг. по проекту петербургского архитектора С.В. Чевакинского и архитектора И.П. Жеребцова. Центральная часть церкви окончательно отделана и освящена в 1774 году. В 1784-1785 гг. церковь была перестроена в формах классицизма. Автором проекта перестройки стали арх. Р.Р. Казаков и В.И. Баженов.

В 1812 году церковь была разграблена наполеоновскими солдатами, по словам очевидцев, французы въезжали в храм на лошадях, церковная утварь, иконы похищены. В 1828 году императрица Мария Федоровна подарила фамильной святыне храма Влахернской иконе брошь из жемчуга и бриллиантов, которая украсила главную икону. В 1829 году в церкви по проекту арх. М.Д. Быковского и Д.И. Жилярди был устроен придел Сергия Радонежского, который в 1839 году был соединен деревянной галереей. В 1842 году на приделе установлены часы, отличавшиеся от обычных тем, что имели одну часовую стрелку. В период 1858 года церковь посетил император Александр II и императрица Мария Федоровна. После смерти С.М. Голицына (1774-1859) придел Сергия Радонежского превращен в фамильную усыпальницу Голицыных, где был похоронен С.М. Голицын. В 1899-1900 гг. церковь была вновь отреставрирована и освящена в 1901 году.

В первые годы советской власти из церкви были изъяты все культовые предметы, в 1929 году снесены купола. Влахернская церковь перестроена под дом отдыха ЦК профсоюзов автомобильной промышленности. В дальнейшем церковь использовали под жилое помещение и административные здания ВИЭВ.

В 1994-1995 гг. по проекту архитектора Е.А. Воронцовой была проведена реставрация церкви. 14 октября 1995 года Влахернская церковь освящена патриархом Алексием II. Престолы: центрального придела освящен в честь иконы Божией Матери «Влахернская», южного - в честь святого благоверного князя Александра Невского, северного - в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Источник: http://ppb-uvao.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=73&Itemid=63



Ризница при Влахернском храме в Кузьминках по проекту Жилярди. Под ней до переворота 1917 года располагался вход в фамильную усыпальницу Голицыных, разорённую в советский период.

За церковью Влахернской иконы Божьей Матери находится небольшое одноэтажное, круглое в плане здание ризницы с чуть наклонными стенами, выстроенное в 1829-1830 гг. В ней Д.И. Жилярди повторил свое более раннее произведение — часовню при Павловской (ныне 4-й городской) больнице в Москве (ул. Павловская, 25). Здание реконструировано в 1990-е годы.



Первый храм в Кузьминках начали возводить в 1716 году, а закончили четырьмя годами позже. Строили его специально для хранения списка чудотворной Влахернской иконы Божией Матери, которую тогдашний владелец усадьбы Григорий Строганов "за большие заслуги" получил в дар от царя Алексея Михаиловича. А вместе с иконой Строганову выдали и благословенную грамоту на возведение храма. Освятили церковь, разумеется, в честь драгоценной реликвии. Село также стало именоваться Влахернским. Из книги священника Н. А. Порецкого "Село Влахернское, имение князя С.М. Голицына". 1913 г. мы можем узнать, что: "Первая деревянная церковь выстроена в имении в 1716-1720-х годах. Г.Д. Строгановым и вдовой его Марией Яковлевной с детьми. Вскоре она сгорела. В 1732 году барон А.Г. Строганов выстроил второй деревянный храм, сгоревший около того времени, когда имение в 1755 году перешло к Голициным. Придел Александра Невского существовал уже при первом деревянном храме в 1759 году. Первым в 1762 году был освящён придел Александра Невского, а в 1774 году освятили и главный престол. В 1784 году покрытие храма было переделано из восьмерик в купольное... В храме было множество драгоценностей, святынь, в том числе образ с родословным древом Строгановых, а также часть Ризы Христовой в особом ковчежце. Обращала на себя внимание и необычная дарохранительница в виде гроба с явными масонскими символами, подаренная Мих. Мих. Голицыным по завещанию секунд-майора Вас. Ив. Павлова, погребённого при Влахернском храме в 1776 году". М.П. Захаров в "Путеводителе по окрестностям Москвы", который вышел в свет в 1867 году, отмечал, что "село Влахернское в народе называют Кузьминским; третье наименование - Мельница - почти забыто: оно звалось так по мельнице, стоявшей на месте села. По преданию, мельника звали Кузьмой, откуда и пошло второе имя селения... В храмовый праздник 2 июля здесь большие гуляния, по обширности места и многолюдству лишь немного уступающее гуляньям 1 мая в Сокольниках и Семику в Марьиной Роще".

Ныне существующий храм по проекту петербургского архитектора С.И. Чевакинского начал строить новый владелец усадьбы - князь М.М. Голицын (кстати, потомок династии Строгановых) в 1759 году. Современную Влахернскую церковь строили достаточно долго. Сначала в течение трёх лет появилось само церковное здание, отделанное в барочном стиле, а также стоявшая обособленно восьмигранная колокольня, проект которой разработал И.П. Жеребцов. Завершение храма было выполнено также в виде традиционного восьмигранного барабана. Однако время шло, работы вроде бы продолжались, но очень вяло... и к концу 1770-х годов буквально только что законченной постройке уже требовался ремонт. Тогда-то и было принято решение о перестройке храма в стиле зрелого классицизма. Итак, реконструкция началась в 1784 году, когда в Кузьминках как раз работали такие архитекторы, как Родион Родионович Казаков и Иван Васильевич Еготов. Именно Еготов и Казаков придали церкви классический вид. Храм получил новое завершение в виде круглого барабана с люкарнами и главкой. Появились портики и крыльца. А перед церковью поставили новую круглую колокольню. Есть вероятность, что в строительстве кузьминского храма принимал участие В.И. Баженов: по крайней мере, его имя значится в смете, составленной перед приобретением стройматериалов. Строительство нынешней, "классической" версии храма в честь Влахернской иконы Божией Матери завершилось в 1787 году. Во время Отечественной войны 1812 года Влахернской церкви был нанесён огромный урон. Французские солдаты изрядно поглумились над ней, после чего храм пришлось переосвящать, что и было сделано в 1813 году. К середине ХIХ века подошло время нового ремонта. В главном храме и его приделах установили новые мраморные иконостасы, а на колокольне по тогдашней моде - башенные часы.

В 1920-х годах в Кузьминках по решению новых властей снесли все намогильные памятники и кресты. Засыпали даже колодец со святой водой. К концу 1920-х годов добрались и до церкви: богослужения запретили, а у настоятеля забрали ключи. Чуть позже экспроприировали все ценности, а само здание передали центральному комитету автотракорной промышленности. Этого настоятель вынести не смог и обратился к местным жителям и бывшим прихожанам с просьбой заступиться за храм. Правда, противостояние оказалось безрезультативным - вскоре церковь лишилась своего барабана, а затем и колокольни. А потом началась долгая череда грубых переделок. Место фронтонов заняли аттики, окна изменились до неузнаваемости - вместо круглых сделали прямоугольные, Церковное здание надстроили ещё одним этажом с балконами, при этом металлические ленты, которые были призваны стягивать постройку, оказались серьёзно повреждены. Внутри теперь уже бывший храм тоже изуродовали: в алтаре, как это часто тогда случалось, устроили туалет, настенные росписи замазали краской. Иконы и хранившиеся в церковных архивах рукописи бросили в костёр. Удалось спасти только уникальный образ Влахернской Богоматери. Долгое время икона находилась в Успенской церкви в Вешняках, а потом попала в Третьяковскую галерею. Незадолго до Великой Отечественной войны помещение переделали, на сей раз под один из корпусов дома отдыха Центрального Комитета профсоюза автомобильной прмышленности.

В 1960-е годы бывший храм стал общежитием, потом в 1978 году в помещении располагался конторский корпус Всесоюзного института экпериментальной ветеринарии, который занимал и остальные строения усадьбы. В статье Н. Кармазина "Храм гибнет", опубликованный в "Вечерней Москве" 17 июня 1991 года, можно прочитать, что "зам. председателя Волгоградского райсовета Е. Шурыгин в ответ на вопрос об аварийном состоянии храма вдруг сообщил, что он передаётся Патриархии. Между тем крыша грозит обвалом". Через год тогдашний мэр Москвы Ю.М. Лужков распорядился безвозмездно передать церковь, а также ризницу и дом причта православному приходу в Кузьминках. Всего за пару лет церковь отреставрировали. Архитектор Елена Аркадьевна Воронцова разработала специальный проект восстановления. Чтобы привести разорённый и полуразрушенный храм в порядок, пришлось разобрать надстроенный третий этаж, а потом воссоздать все прежние арки и своды, провести археологические изыскания по местонахождению колокольни и заново возвести её. Также немало усилий потребовалось для того, чтобы заменить часть старой кирпичной кладки и восстановить белокаменный и лепной декор фасадов. В 1995 году церковь освятили, а чуть позже открыли при ней воскресную школу и библиотеку. На первоначальном этапе возведения Влахернской церкви, в конце 1750-х годов, предполагалось. что храм буден возведён в стиле барокко. Однако работы тогда были закончены лишь вчерне, много лет здание не использовалось и уже к концу 1770-х годов стало требовать ремонта. Где ремонт, там и переделка...

Нынешнее здание построено в формах зрелого классицизма. Специалисты отмечают ещё одну особенность Влахернской церкви: очень оригинальную конструкцию большого светового барабана, сменившего прежний барочный восьмерик. В его основании находились четыре низких полукруглых окна, которые одновременно являлись люкарнами внутреннего свода церкви. Люкарны выходили прямо в световой барабан! По его окружности чередовались высокие арочные окна с нишами в простенках между ними; мощный, гладкий нижний пояс ротонды смотрится как бы цоколем для высокого изящного барабана. Неочевидное снаружи (а вблизи так и вовсе не разглядеть, четверик закрывает), но крайне необычное решение ротонды-барабана. Фактически он получается двухсветовым, причём полуциркульные оконца нижнего яруса - это люкарны купольного свода. Такая "двухъярусность" наиболее эффектно смотрится изнутри: нижний ярус - затемнённый свод с отдельными "всплесками " света из люкарн, в его центре - яркое световое пятно обильно остеклённого верхнего яруса. Довольно интересен архитектурный приём - скруглённые углы четверика. Это не ротонда, хотя скруглённые углы в обрамлении тосканских портиков да ещё и с циркульными окнами создают такую иллюзию. Если приглядеться, за колоннадами видим абсолютно ровные плоскости стен. Так что всё-таки это четверик! В тимпанах фронтонов - барельефное изображение: затейливый растительный орнамент, а в верхнем углу - изображение Святого Духа, нисходящего на раскрытую Библию. Храм окружает сплошная симфония колоннад. Они и в проёмах яруса звона, у сквозных фонариков-"беседок" на самом храме и его звоннице, у потиков по сторонам четверика, да еще и полуколонны по всей окружности нижнего яруса колокольни! Широкое использование колонн придавало постройкам зрелого классицизма неожиданную, порой просто-таки воздушную лёгкость - искусство, напрочь утраченное с приходом ампира.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №173, 2016 г.

Адрес: ул. Кузьминская, д.7, стр.1

Ах, какие названия!
Щучий пруд, Шибаевский пруд, Нижний Кузьминский, Верхний Кузьминский.
Тополевая аллея, Заречье и Зареченская улица.
Влахернское-Кузьминки – так назывался этот дивный уголок до революции.
Эта старинная усадьба на юго-востоке столицы. В свое время считалась лучшей в Москве и третьей по красоте в России (после Петергофа и Павловска) и входила в десятку лучших садово-парковых ансамблей мира.
Как же появилась усадьба? В 1702 году Петр I изъял у Симонова монастыря земли и мельницу на берегу запруженной речки, и передал их за особые заслуги своему сподвижнику, «именитому человеку» Григорию Дмитриевичу Строганову.
Позже усадьба перешла князьям Голицыным.
В середине XVIII столетия Кузьминки украсил каменный храм, построенный по проекту знаменитого архитектора Ивана Жеребцова. Позднее здание перестроил еще один признанный мастер классицизма – Родион Казаков. Мало того, в создании этого шедевра участвовал и Андрей Воронихин – автор проекта Казанского собора в Санкт-Петербурге. Над интерьерами церкви трудился выдающийся зодчий Доменико Жилярди.
А называется церковь Влахернской. И знаете почему?
В 1654 году в Москву из Влахернского монастыря на берегу Босфора привезли икону Божией Матери. По преданию она была написана самим Евангелистом Лукой, и почиталась как чудотворная. Царь Алексей Михайлович лично перенес образ в Успенский собор Кремля. С почитаемой иконы сделали несколько списков. И один из них был передан Строгановым, которые и возвели в Кузьминках храм для родовой святыни.
Как водится, после революции следы иконы затерялись. А лет 30 назад Влахернский образ из Кузьминок обнаружили в запасниках Третьяковской галереи.
В начале 90-х Влахернский храм попал в список московских святынь, подлежащих восстановлению в первую очередь. И всего за несколько лет Влахернское преобразилось. По старинным чертежам воссоздали колокольню, внешнее и внутреннее убранство церкви.
И сейчас, посетив усадьбу, вы можете не только увидеть храм, удивительным образом вписанный в окружающий парковый ансамбль.
Не менее важно и то, что в храме хранится современный список Влахернской иконы.
Так что записывайте в память место, которое вы обязательно должны посетить – Влахернское-Кузьминки.

Контакты: храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках

Адрес: ул. Кузьминская, д.7, стр.1

Как проехать:
От м. Рязанский проспект, авт.№29, маршр. №429 до остановки "Кузьминский парк" (конечная), от м.Текстильщики: тр.№27,38, маршр.№338 до остановки "Ветеринарная академия" (конечная), далее 5 мин. пешком по ул.Кузьминская до храма (Парковая аллея).

Схема проезда:

Влахернская икона Божьей Матери, также называемая Влахернетисса, относится к числу наиболее почитаемых Православной церковью образов. Предполагается, что она обладает чудотворной силой.

Дата создания изображения – 302 год. По мнению историков, это ещё одно творение евангелиста Луки. В 439 году икона была привезена в Константинополь, и с того момента стала считаться покровительницей города и императоров византии. Лик назвали в соответствии с именем местности, относящейся к западной части города – Влахерны.

Там был убит вождь скифов Влах, а в 5-м веке император Лев Великий избрал место для строительства церкви во имя Богородицы. Несколько позднее именно там Андрей Юродивый наблюдал явление Девы Марии. В 1434 году храм погиб в пламени пожара и икону–защитницу, сопровождавшую императоров Византии во время войн, перенесли в другое место, но название Влахернская остаётся за ней и по сей день.

Описание иконы

Изображение на Влахернской иконе Божьей Матери было создано на базе плоского, вырезанного в дереве рельефа. Для этого использовалась техника воскомастики. Рабочим материалом был воск, смешанный с мощами христианских мучеников, что превратило икону в мощевик. Слой краски был нанесён уже поверх воска, покрывавшего изображения Богоматери и Спасителя.

Из-за особой техники изготовления списков с иконы было сделано немного (меньше, чем пять). Это, в свою очередь, привело к тому, что храмы в её честь на Руси практически не строились. По мнению Павла Алеппского, увидевшего образ в 1655 году, изображение не похоже на рисунок, поскольку оно сильно выступает над гладью доски, создавая впечатление ожившего образа. При соответствующем освещении оно словно обретает плоть, что вызывает в душе смотрящего благоговейный трепет

Иконографический тип образа говорит о том, что он является списком Одигитрии, весьма сходным со Смоленской иконой Божьей Матери. Предполагаемое время написания относится к 15-16 векам. Икона дополнена надписью на греческом языке, которая переводится как «богохранимая». После реставрации 1813 года, к имевшемуся тексту добавился новый (также на греческом): «Госпожа обители Влахернской» и «Многоценное сокровище».

Отличительным признаком изображённой на деревянной поверхности Богородицы является явная массивность фигуры. Сюда же можно отнести крупную, перекрывающую часть полей полосу нимбов. Ступни Младенца подняты высоко и «соприкасаются» с полями иконы.

Местонахождение

На данный момент Влахернская является достоянием Третьяковской галереи. С неё был сделан рельефный список (17-18 века), который пожаловали отцу Григория Строганова, основателя Влахернского храма в Кузьминках, где икона и находится до сих пор.

Церковь в Кузьминках

В Кузьминках церковь отстраивалась трижды. В первый раз деревянная постройка была возведена в 1716-м году под началом Строгановых. Её осветили в честь Влахернской иконы Божьей Матери, являвшейся семейной святыней для семьи, владевшей Кузьминками. По названию церкви местность также получила новое имя – село Влахернское.

В 1732 после пожара здание пришлось поднимать из руин. Обновлённая церковь тоже была деревянной и вскоре (18 ноября 1758 года) тоже сгорела.

В ныне известном, третьем варианте храм строился уже на третий раз (1759-1762 годы), а после был перестроен из-за необходимости проведения ремонта (1784-1785 годы).

Происхождение

Влахернскую икону Божьей Матери доставили из Константинополя в 1653 году. Её подарили Алексею Михайловичу, родителю Петра Великого. К Иконе прилагался документ (грамота), где рассказывалось о её происхождении (Влахернский монастырь в Константинополе) и истории почитания, соотнося образ с константинопольской Одигитрией.

На хранение икона была передана в Успенский собор (в Московском Кремле), но отправляясь в военный поход, царь не забывал взять её с собой.

О чём молиться

Влахернскую икону Божьей Матери почитают, прежде всего, как хранительницу от врагов и нашествий. Её помощи можно ожидать не только во время военных действий, но и в борьбе с обычными недоброжелателями. Также она покровительствует семейным людям, охраняя их от любых внешних вторжений.

Влахернская церковь в местечке Кузьминки трижды меняла свой облик. Впервые она упоминается в документах под 1716 годом, когда постройку освятили в честь Влахернской иконы Божией Матери - фамильной реликвии владельцев усадьбы в Кузьминках.

Эта семейная икона очень древняя. Ее истоки - в 7 веке нашей эры. Царю Алексею Михайловичу святыню привезли в дар из Константинополя, после чего ни один военный поход не обходился без этой реликвии.

Во время эпидемии холеры в Москве, казалось, не осталось ни одного места, где бы ни свирепствовала болезнь. Вот только село Влахернское-Кузьминки, в храме которого разместилась чудотворная икона, ни один человек не умер. Более того, никто даже не заболел.

Неудивительно, что в Москве и ее окрестностях икону особо почитали и благоговели перед ней.

В 1732 году церковь Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках сгорела в пожаре.

Новая отстроенная церковь также была деревянной и в 1758 году постройку постигла та же участь - она была уничтожена огнем.

Храм Влахернской иконы - становление современного облика

В 1759 году развернулось очередное строительство во Влахернском храме во имя иконы Божией Матери в Кузьминках.

По проекту архитектора Жеребцова было возведено само здание и деревянная колокольня. Через 20 лет постройка нуждалась в ремонте и по указу князя Голицына храм частично перестраивают и сооружают новую колокольню. В разработке проекта участвовал архитектор Родион Казаков .

После революции Влахернская церковь в Кузьминках была действующей недолго.

Чудотворную икону успели передать в Успенский храм, после закрытия которого святыня оказалась в Третьяковской галереи , где хранится и по сей день.

С 1929 года во Влахернском храме уже не ведутся богослужения. Здание было решено передать автотракторной промышленности. Церковный барабан, колокольню со старинными часами было решено снести. Круглые окна переделали на прямоугольные, причем в результате изрядно пострадали стены здания. Внутри закрасили роспись, на месте алтаря построили туалет.

Только в 1992 году храм Влахернской иконы в Кузьминках передали Православной Церкви.

В реставрационных и ремонтных работах были задействованы многие организации. Убрать водонапорную башню, установленную в советское время, удалось лишь взрывом, при этом ни одно соседнее здание не пострадало. Колокол отлили на заводе им.Лихачева.

Свою лепту в восстановление исторического памятника постарались внести и прихожане.

Влахернский храм (церковь) иконы Божией Матери в Кузьминках расположен по адресу: Москва, Кузьминская, 7, стр. 1 (станция метро Кузьминки).

Для семьи купцов Строгановых, бывших когда-то простыми поморскими крестьянами, 1716 год выдался необыкновенно хлопотливым. Шутка ли, завершалась постройка церкви, специально возводимой для иконы, когда-то пожалованной им за заслуги перед отечеством самим государем Алексеем Михайловичем! Именно эта икона, Влахернской Божьей Матери, дала название и церкви, где хранилась с тех пор, и селу, которое стало называться Влахернское.

Имя иконы происходит от названия той части Константинополя, где когда-то располагался храм с этой святыней. Под её покровительством находился не только Константинополь, но и вся Византия. Хроники тех лет повествуют о том, как в 626 году по молитвам, вознесённым перед иконой, Пресвятая Богородица спасла город от нашествия захватчиков. Через много столетий, уже в России, её чудодейственная сила будет явлена в период холерной эпидемии в 1830 году. Она уберегла всех обитателей Кузьминок, где находилась, и всех жителей окрестных сёл от страшной болезни.

Икона эта была не обыкновенная. Её создание приписывают евангелисту Луке, современнику и одному из апостолов Иисуса Христа. Икона была рельефной и выполненной в уникальной технике воскомастики. Особенность её заключалась в том, что в воск добавлялись размельчённые частицы мощей святых. Образ, выполненный подобным образом, называется мощевиком.

Появление иконы в России

Известно, что в V веке она попала в Константинополь, бывший в то время столицей христианского мира, а оттуда — на Святой Афон. В 1654 году афонские иноки привезли её в Москву и подарили благочестивому государю Алексею Михайловичу, а он, в свою очередь, пожаловал святыню Строгановым. Для этой иконы и была построена деревянная церковь Влахернской Богоматери.

Но редкому деревянному храму выпадает долгая жизнь. Простояла эта церковь только шестнадцать лет и сгорела в огне пожара, но Волей Божьей драгоценную икону удалось спасти. В том же году, испросив благословения у правящего архиерея, приступили к возведению новой церкви, тоже деревянной, но и её ждала та же судьба, что и прежнюю. В 1758 году в результате «огненного запаления» она погибла. Но и на этот раз святыню вынесли из огня.

Сооружение каменного здания храма

К моменту пожара родовое имение Строгановых Кузьминки перешло во владение семьи графа Голицына. Потомки литовского князя Гедимина, они на протяжении веков были опорой государственной власти. В этом году исполняется шестьсот лет с того дня, как они начали своё служение.

Через год началось возведение каменного храма на том месте, где стояла сгоревшая церковь. Создание проекта и ведение работ граф поручил архитектору И. П. Жеребцову, который занимался также перепланировкой и перестройкой всей усадьбы. Он вошёл в историю архитектуры, как представитель стиля барокко. Кроме того, его имя связано с направлением, получившим название раннего московского классицизма. В течение долгих лет он руководил всеми строительными работами в имении.

Архитектурные особенности нового храма

В основу проекта каменного храма Жеребцов положил традиционную для русских церквей четырёхгранную нижнюю часть здания и надстроенный сверху восьмигранный барабан. Так строились многие православные храмы России. Рядом была построена деревянная восьмигранная колокольня. Всё декоративное оформление храма было выполнено в стиле барокко. В 1762 году строительные работы были в целом завершены, но отделка продолжалась ещё в течение двенадцати лет.

Усадьба Кузьминки была предметом гордости графов Голицыных, и на её обустройство они не жалели средств. В 1784 году ими был приглашён известный московский архитектор Р. Р. Казаков, ученик знаменитого В. И. Баженова, работавший вместе с ним над проектом Большого Кремлёвского дворца. Он приступил к реконструкции храма, в соответствии с архитектурными требованиями того времени.

Реконструкция храма

Р. Р. Казаков изменил четырёхгранную планировку основного здания на круглую, выполненную в виде барабана, и сверху надстроил главку. С четырёх сторон здания находились входы с декоративными ступенями и портиками. Общую композицию дополняла двухъярусная каменная колокольня. Таким образом храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках приобрёл знакомые нам очертания.

В период войны 1812 года храм подвергся значительному разрушению. Были расхищены предметы церковной утвари и иконы. Остались свидетельства очевидцев, рассказывающие о многочисленных фактах святотатства, совершённого французскими солдатами. По приглашению Голицыных над его восстановлением трудились лучшие архитекторы. В 1819 году был освящён полностью воссозданный придел Святого Сергия Радонежского. Однако работы в храме продолжались ещё несколько лет. Современники писали о необыкновенном мраморном иконостасе в этом пределе. Над ним трудились лучшие камнерезы страны. Были приглашены и знаменитые уральские мастера.

Есть много свидетельств того, что храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках постоянно находился в поле зрения особ царствующей семьи. Так, например, в 1828 году императрица Мария Фёдоровна пожертвовала на украшение иконы драгоценную брошь из жемчуга и бриллиантов. В 1858 году храм посетил император Александр II. Кроме того, усадьба Кузьминки видела много иных представителей Дома Романовых. С 1859 года храм стал фамильной усыпальницей Голицыных. В первые годы XX века он был вновь отреставрирован и освящён.

Судьба церкви после революции

После революции храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках разделил судьбу многих культовых сооружений России. Буквально в первые годы представители богоборческой власти изъяли все ценности и предметы церковной утвари. Когда храм окончательно закрыли, чудотворная икона была перенесена в Успенский храм в Вишняках, а когда и он перестал действовать, икону передали в Третьяковскую галерею, в фондах которой она хранится и по сей день. В 1929 году снесли купола, а само здание до неузнаваемости перестроили, сделав в нём дом отдыха. За весь период советской власти здесь размещались и производственные помещения, и трансформаторная подстанция, и учебные классы. Полностью были уничтожены роспись стен и лепные украшения. Болью переполняется сердце, когда видишь фотографии храма тех лет.

Возрождение

В годы, последовавшие за перестройкой, многие русские православные храмы были возвращены верующим. Наступил период исторического прозрения. Предстояло возродить то, что десятилетиями безжалостно разрушалось. Большую помощь в этом оказали и правительственные органы, и различные общественные организации страны. Пришли реставраторы и в храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках. Он числился в списке объектов, подлежащих восстановлению в первую очередь. Руководила работами архитектор Е. А. Воронцова. За три года строители и реставраторы вернули храму его первоначальный облик. В 1995 году он был торжественно освящён, как и многие православные храмы России.

Жизнь храма в наши дни

Сегодня храм является крупным религиозным и культурным центром. При нем работает воскресная школа и школа по катехизации взрослых и детей. Кроме того, имеется библиотека, двери которой открыты для всех желающих. В отдельном здании оборудована крестильня с купелью для взрослых. Как и многие храмы православной церкви, он стал местом, где каждый может получить знания об основах православия, на протяжении многих десятилетий практически закрытые для широких масс.